Сегодня в парикмахерской листала старенький Долорес и наткнулась на интересную статейку. Нашла ее в нете. Надеюсь кому-нибудь будет полезна.
Профессия стилист: мифы и действительностьСегодня стилист, имидж-дизайнер, имиджмейкер популярные профессии. Но что конкретно делают эти специалисты, не всегда понимают даже те, кто имеет непосредственное отношение к моде. На одном из своих семинаров, посвященном технологии имидж-дизайна, я обратился к слушателям с вопросом: «Присутствуют ли в зале стилисты?» Поднять руку осмелились лишь несколько человек, хотя аудитория насчитывала больше ста. А когда я повторил вопрос в другой формулировке: «Есть ли в зале парикмахеры, визажисты и портные?» - утвердительно ответили 90 процентов, то есть практически все присутствующие, за исключением журналистов. Этот пример является лучшей иллюстрацией устойчивого мифа о том, что якобы стилист - это представитель высшей касты мира моды: он не стрижёт, а создаёт общий стиль и образ... Увы, под этими словами подписываются очень многие специалисты салонов красоты, не особо задумываясь над смыслом модных терминов «стилист» и «имидж». Чтобы понять их истинное значение, вспомним историю,
В плену заблужденийТермин «стилист» (stylist) произошёл от слова «стиль». На Западе он стал популярным в 60-е годы: так предпочитали именоваться молодые модельеры, противопоставлявшие себя консервативным кутюрье старшего поколения. В международном языке
моды получил распространение также термин hair stylist, Его буквальный перевод на русский язык - «стилист причёски» или «парикмахер-стилист». Уже давно привычный на Западе, в начале 90-х этот термин проник в модный лексикон парикмахеров из стран бывшего Советского Союза, Да -да, именно бывшие советские парикмахеры первыми взяли на себя смелость именоваться стилистами, в то время как портные и гримёры ещё долго пользовались устаревшей терминологией.
С тех пор по какой-то необъяснимой причине слово «стилист» в Прибалтике, Украине и России окружено ореолом чрезмерного пафоса и является синонимом специалиста класса люкс. Как грибы после дождя, появились «школы стилистов», которые на самом деле предлагают базовый парикмахерский курс, но за «очень дополнительные деньги». Новоиспечённые стилисты причисляют себя к fashion-элите, а на вопрос, чем же они всё-таки отличаются от обычных парикмахеров, отвечают что-то невнятное насчёт особого видения образа. Причём многие из них говорят об этом со страниц газет и журналов, читатели которых тоже начинают верить в то, что стилисты - это профессионалы высочайшего класса в области beauty-индустрии.
Стилисты: классификация видовС тех пор, как термин «стилист» приобрёл популярность на территории бывших советских республик, прошло много лет. Но миф оказался живучим. Действительность же такова: стилист -это профессионал, специализирующийся в одном из направлений прикладного дизайна. Например, в области моды и индустрии красоты: hair stylist-стилист-парикмахер, make-up stylist
стилист-визажист, clothes stylist
стилист-модельер. Нередко можно встретить выражение fashion stylist. В большинстве случаев под этим термином понимают профессионала, специализирующегося на подготовке образов для фотосессий, рекламы и показов мод.
Для полноты картины вспомним также, что слово «стилист» широко используется в названии многих профессий и за пределами мира моды: стилист интерьеров, стилист натюрмортов, стилист букетов... Есть даже food stylist - «стилист еды», который работает на съёмках рекламы продуктов питания и умеет заменять молоко клеем ПВА, а пиво -шампунем, чтобы создать аппетитный образ.
Но о какой бы специализации ни шла речь, суть слова «стилист» неизменна
-это наименование профессии, а вовсе не почётный титул, присвоенный за особые заслуги. Каждый парикмахер, визажист, дизайнер одежды имеет право называться стилистом. А если мастер бездарен, некреативен и старомоден, то от этого он не перестаёт быть стилистом, Просто это значит, что он плохой стилист.
Равнение на имиджНа рубеже 80-х и 90-х годов в модный лексикон активно начало проникать понятие «имидж» (image), Это слово, в переводе с английского означающее «образ», мы позаимствовали из театра и литературы, сделав его самым популярным термином современной моды, «У вас стильный имидж!» -говорим мы сегодня, желая сделать кому-нибудь комплимент. И это не просто красивое словосочетание: к началу XXI века fashion-индустрия поднялась на уровень имиджевого подхода к созданию продуктов моды. Ведь имидж, в отличие от стиля, неповторим. Он включает в себя не только одежду, причёску и макияж, но также внешность человека, его социальный статус и отношение к жизни. Сложность и многообразие проблем в создании стильного имиджа привели к появлению новой профессии. Речь идёт о специалисте, занимающемся созданием образа с учётом всех его компонентов. Но вот беда - для этой новой профессии ещё не было названия! И началась очередная путаница в словах, Поначалу таких специалистов по инерции называли стилистами. Но ещё большим заблуждением стало именовать их имиджмейкерами, В действительности профессия имиджмейкера, появившаяся уже очень давно, не имеет никакого отношения ни к моде, ни к индустрии красоты. Имиджмейкер
-это специалист в области социальной психологии и public relations, разрабатывающий имидж политических лидеров, общественных
организаций и коммерческих структур Используя PR-технологии, он создаёт информационный образ лидера и насаждает его в коллективном сознании с помощью средств массовой информации. Но для визуализации своих проектов имиджмейкеры прибегают к помощи стилистов. То есть имиджмейкеры разрабатывают образ политического лидера, а затем нанимают стилистов, чтобы они подобрали соответствующие этому образу костюм и причёску.
Имидж-дизайн: от идеи к образуТак как же называть специалиста, создающего образы, не связанные с политикой? Лишь к концу 90-х годов сформировался подходящий термин - «имидж-дизайнер». Главная задача имидж-дизайнера - спроектировать ассоциативный образ, то есть создать идею имиджа. А чтобы реализовать -он привлекает целую команду других профессионалов - парикмахеров, визажистов, дизайнеров, фотографов выступая для них в роли креативного лидера.
В наше время услуги имидж-дизайнера требуются во многих областях: в рекламе, шоу-бизнесе, индустрии моды и, конечно, в работе с частными клиентами. Для этого ему недостаточно уметь подобрать модную причёску и согласовать высоту каблука с покроем платья. Чтобы стать имидж-дизайнером, кроме базового образования в области парикмахерского искусства, макияж: и композиции костюма, необходимо изучение основ психологии имиджа, приобретение навыков ассоциативного дизайна, освоение профессиональных технологий имидж-дизайна в различных специфических областях. Впрочем, сегодня каждому стилисту, работающему в области моды, необходимо осваивать теорию и практику имидж-дизайна. Работая над одним элементом имиджа, стилист должен понимать и учитывать всю систему в целом, он должен уметь сформулировать и предложить клиенту ИДЕЮ. Бесцельный метод проб и ошибок недопустим.
Константин Богомолов
Журнал «Долорес» зима 2008/2009